Описываемая модель представляет собой в обобщенном виде страховой региональный рынок Краснодарского края. В модели описаны все основные взаимосвязи, включающие в себя не только взаимосвязи финансового и экономического характера, но также и отдельные элементы социальной и геоклиматической специфики региона.

В ходе исследования как в рамках исследовательского проекта «Страховой паспорт региона», так и в более ранних работах, мы выяснили, что на страховой рынок региона оказывают влияние широкий круг факторов, лишь часть из которых очевидны и не вызывают сомнения. Безусловно, уровень платежеспособного спроса на страховые услуги, степень доверия населения к финансовым и страховым институтам, наличие хорошо организованной сети квалифицированных посредников как на рынке в целом, так и у каждой конкретной компании – факторы, напрямую влияющие на страховую отрасль региона.

Моделируя страхование на отдельно взятой территории, невозможно не учитывать данные факторы, однако существуют и другие, менее очевидные, особенности, которые, как правило, ускользают из вида при анализе страховой сферы.

К таким косвенным факторам необходимо отнести особенности сложившейся привычки взаимодействия внутри социума (насколько сильно развита идея взаимопомощи, поддержки внутри семьи и близких), специфика геоклиматических условий (близость к границам других государств, рельеф, климатические особенности), влияние демографических процессов (в первую очередь, возрастная структура, количество заключенных браков и их средняя продолжительность, плотность населения). Подробно взаимосвязь между косвенными факторами и страховой инфраструктурой описана в так называемом страховом справочнике, где дана характеристика широкому кругу прямых и косвенных признаков, характеризующих инфраструктуру страхового рынка.

Факторы

Модель, сформированная нами, учитывает взаимосвязи как прямых, так и косвенных факторов. Все взаимосвязи оценены, на основе трех источников первичной информации:

Анализируя полученную из этих источников информацию, мы выявили и сформировали систему взаимосвязей между элементами рынка.

Система взаимосвязей подразумевает, что мы определили, как изменится (в процентах прироста), например, спрос на страховые продукты при повышении уровня доверия к страхованию на 1 %. Вся динамическая модель, представленная далее, состоит из большого количества таких переплетающихся взаимосвязей. Например, уровень финансовой грамотности отрицательно влияет на уровень несправедливо заниженных выплат со стороны страховщиков (т.к. население знает о своих правах и умеет их защищать, более осознанно заключают договоры), в то же время этот фактор прямо влияет на уровень выплат, тогда как уровень выплат тесно взаимосвязан с потенциальной возможностью снижения нагрузки на бюджет и, следовательно, выделением большего количества средств на, например, медицину, а также дельнейшего повышения финансовой грамотности населения. Таким образом, замкнувшийся круг составляет одно из направлений расчетов в модели.

Такого рода динамические модели, выполненные в традиции системного мышления (system thinking), появившегося как метод в начале 90х гг. в странах запада, программно реализуемы в продуктах iThink / STELLA компании isee systems. Программа позволяет, составив систему взаимосвязей (модель), изменять значение тех или иных показателей, что влечет за собой пересчет всех остальных элементов модели, связанных с измененными показателями. Такой пересчет «цепной реакцией» затрагивает в конечном итоге все элементы, в том числе (не обязательно, но возможно исходя из круговых взаимосвязей) и измененные. Один такой пересчет данных можно принять за определенный временной промежуток (год, квартал, месяц), повторяя его 2-3 и более раз, можно определить влияние на всю систему страхования первоначального изменения некоторых показателей через n количество периодов.

Таким образом, ценность и предназначение модели заключается в том, что, оценив существующие взаимосвязи, становится возможным моделировать возможные подходы к трансформации страховой системы региона и оценивать их эффективность и целесообразность на перспективу.

Сценарии и изменяемые показатели

В модель заложено три варианта развития событий на рынке :

1  Позитивный
Предполагает 0,5 % ежегодный рост: объема сделок, повышения профессионализма посредников, средней премии по 1 договору и осуждения мошенничества в обществе без каких-либо целенаправленных влияний на рынок, т.е. ситуация сама по себе постепенно улучшается.
2  Нейтральный
Отсутствие каких-либо изменений.
3  Негативный
Ежегодное ухудшение ситуации на 0,5 % от: объема заключаемых сделок, снижения профессионализма посредников, уменьшения средней премии по 1 договору и повышение осуждения мошенничества при отсутствии каких-либо воздействий на рынок.

К изменяемым показателям мы отнесли такие как:

Расходы на финансовое образование
Это денежные средства, направляемые на повышение общего уровня финансовой грамотности населения со стороны государства. Согласно модели, эти расходы напрямую влияют на несколько других факторов:
  • понимание уровня риска наступления тех или иных опасных ситуаций (например, оценка вероятности наводнений, случайных случаев и др.);
  • уровень осуждения мошенничества в обществе в целом, что в свою очередь снижает мошенничество как со стороны страхователей, так и страховщиков;
  • повышают фактический уровень финансовой грамотности.
Мы предполагаем, что каждые 10 млн руб., потраченные на развитие финансовой грамотности дают 1 % повышения финансовой грамотности в целом по краю, т.е. на 1 % финансово грамотного населения становится больше.
Уровень финансовой грамотности
Это прямой показатель, который также можно целенаправленно менять в построенной модели. Напрямую финансовая грамотность влияет на восприятие культурных ценностей, а именно на восприятие взаимопомощи внутри общества (в современном обществе развивается общая тенденция индивидуализации, тогда как традиция взаимопомощи постепенно теряется, однако у человека в силу привычки остается ощущение, что кто-то обязательно поможет в трудной ситуации, и, следовательно, в страховании нет никакого смысла), повышение уровня доверия страхователей, снижение уровня мошенничества со стороны страхователей.
Данный показатель был введен в дополнение к расходам на финансовую грамотность и во многом дублирует, хотя и не повторяет его полностью. Расходы на фин. грамотность – это часть бюджетных средств, высвободившихся в результате снижения социальной нагрузки на бюджет за счет страхования. Нам важно было оценить этот фактор в чистом виде, т.е. эффект от «высвобождающихся» средств.
Наличие резервного фонда и его объем
Под резервным фондом мы подразумеваем специализированный фонд регионального уровня по выплатам страхователям в тех случаях, когда страховая компания находится в состоянии банкротства или затрудненной финансовой ситуации, а также в явных случаях несправедливого отказа (задержки) в выплатах. В этом случае фонд выплачивает страхователю необходимую согласно договору сумму и дальше самостоятельно решает вопросы со страховой компанией. Средства фонда, согласно модели, также формируются из средств, которые высвобождаются, благодаря снижению нагрузки на бюджет за счет повышения роли страхования.
Другими словами те бюджетные средства, которые тратятся на восстановление последствий наводнений и пр., направляются (частично) на выплаты страхователям, которым было несправедливо отказано в выплате, либо сумма была занижена.
Мы предполагаем, что каждые 10 млн руб., выплаченные из этого фонда, позволят повысить на 1 % уровень доверия населения к страхованию.
Законодательство
Это наиболее спорный и неоднозначный показатель, который весьма затруднительно оценить количественно. Взаимосвязь законодательства с другими элементами модели была оценена на основании экспертных оценок (например, на основе опроса было оценено изменение эффективности посреднической деятельности в зависимости от совершенствования законодательной базы по этому направлению).
Перечень конкретных рекомендаций, выявленных в результате анализа страхового законодательства:
  • коренной пересмотр закона об обществах взаимного страхования;
  • существенная доработка закона о страховых посредниках, в частности – брокерах;
  • введение лицензирования посреднической деятельности на страховом рынке;
  • введение единых баз данных по мошенникам (страхователям);
  • запрет существования страховых компаний в форме обществ с ограниченной ответственностью;
  • разработка закона об актуариях;
  • повышение эффективности надзора за страховщиками (введение системы оценки платежеспособности аналогичную Solvency II или американской системы RBC (Risk Based Capital), принимающие во внимание качество активов);
  • введение института страховых омбудсменов;
  • максимальная стандартизация методики оценки ущерба по ключевым (обязательным) видам страхования – ОСАГО и др.;
  • конкретизация закона о тарифах (с целью нивелирования какой-либо возможности демпинга в страховании);
  • повышение прозрачности деятельности страховщиков, обязательная публикация отчетности в открытых, бесплатных информационных источниках, раскрытие информации о марже платежеспособности;
  • доработка закона об ответственности владельцев особо опасных объектов (введение ответственности за вред, нанесенный окружающей среде);
  • формирование фундаментального блока по добровольному страхованию жизни и здоровья;
  • корректировка закона о сельскохозяйственном страховании с целью минимизации «наводнивших» эту область страхования «схем»;
  • и др.
Мы принимаем за 100 % реализацию всех этих законодательных инициатив в полном объеме и именно с тем эффектом, который в них закладывается, т.е. отсутствие серьезных «побочных» эффектов. Соответственно, когда речь идет об 1 % совершенствовании законодательства, мы подразумеваем внесение поправок и уточнений к существующему законодательству, тогда как больший процент означает принятие и работу одного или нескольких указанных выше законодательных инициатив.
Платежеспособный спрос
Это финансовая возможность населения, а также организаций вкладывать средства в страховую защиту своих имущественных интересов и/или ответственности. Данный показатель напрямую связан только с одним фактором – объем рынка, т.е. количество заключаемых сделок на рынке за год.
Модель позволяет рассчитать, как увеличится объем рынка при увеличении доверия на 1 %. Если конкретнее, то 1 % увеличение доверия даст 1,5 % увеличение объемов рынка.
Это единственный показатель, который мы называем «условно изменяемым», т.к. чтобы сознательно повысить платежеспособный спрос, необходимо поднять общий уровень экономики региона, что не представляется действительно возможным, тем не менее, как часть исследования и моделирования страхового рынка этот элемент абсолютно необходим.
Наличие налоговых льгот
Данное условие предполагает стимулирование спроса посредством снижения налогового бремени страхователя.
Увеличение показателя на 1 % означает увеличения числа хозяйствующих субъектов, подпадающих под те или иные налоговые льготы в контексте страхования.

Таким образом, представленные выше показатели являются изменяемыми и составляют основу возможной стратегии трансформации страховой инфраструктуры региона. Например, до того, как принять решение о введении налоговых льгот, законодатель может «просчитать» по модели долгосрочный эффект от их в ведения, чтобы определить, какое «покрытие» льготами оптимально, а также насколько эта мера в сложившейся ситуации целесообразна. Возможно, моделирование покажет, что сейчас следует приложить максимум усилий к фундаментальному совершенствованию законодательства, а не введению одних только льгот.

Стратегии развития и результирующие факторы

Благодаря разработанной модели возможен также и выбор между двумя альтернативными стратегиями.

Например:

Возможные стратегии развития страхового рынка Краснодарского края
Показатель Стратегия 1
(Социальная)
Стратегия 2
(Законодательная)
Расходы на финансовое образование + 50 000 000 руб.
Расходы резервного фонда + 50 000 000 руб.
Уровень финансовой грамотности + 10 % + 2 %
Совершенство законодательства + 5 % + 10 %
Уровень платежеспособного спроса + 5 % + 5 %
Наличие налоговых льгот + 2 % + 5 %

Без конкретных итоговых числовых данных достаточно трудно навскидку определить, какая из стратегий в долгосрочной перспективе окажется более эффективной. Модель позволяет просчитать оба подхода и по итоговым (результирующим) показателям принять верное и обоснованное решение.

В состав ключевых результирующих факторов мы отнесли такие как:

Объем сборов (тыс. руб.)
Данные приводятся в соответствии с данными ФСФР.
Хотелось бы добавить, что ценность модели не в прогнозировании конкретных показателей, а в первую очередь выявлении прироста, т.е. определении конечного совокупного прироста во взносах в результате реализации той или иной стратегии или при определенных обстоятельствах (например, существенного улучшения законодательства или ощутимого повышения финансовой грамотности).
Объем выплат (тыс. руб.)
Аналогично сборам, данные приводятся в соответствии с данными ФСФР.
Объем рынка (количество заключенных договоров)
Расчет количества заключаемых сделок также осуществлялся на основе данных ФСФР.
Количество договоров на начало расчетного периода, как и остальные интервальные показатели, взято за 2011 г. С этой же цифрой осуществляется сравнение результатов обсчета модели.
Количество договоров было рассчитано как отношение всех сборов по краю (без ОМС) и средней стоимости одного полиса.
Уровень квалификации посредников (в долях)
Характеризует динамику (позитивную или негативную) развития института посредников. Два основных фактора, влияющих на квалификацию – это законодательство (подразумевается в первую очередь лицензирование посредников и кардинальная доработка закона о брокерской деятельности) и то, какой сценарий (позитивный, нейтральный, негативный) выбран для прогноза.
Сама же квалификация оценивается, как способность посредника в полной мере донести до клиента особенности и суть договора, подобрать наиболее подходящий страховой продукт, способность вести дела клиента в течение страхового периода и оказывать консультирование, если речь идет о сложных и корпоративных продуктах.
Мошенничество страхователей (в долях)
Характеризует долю выплат, осуществляемых страховой компанией по случаям, которые на самом деле страховыми не являются, либо превышение выплат по сравнению с той суммой, которая должна быть согласно справедливому исполнению договора.
Мошенничество страховщиков (в долях)
Определяет долю выплат, которую страховые компании должны были бы выплатить, действуя строго в рамках оговора, однако не делают этого в силу различных причин.
Взаимосвязи с этим показателем были определены исходя из экспертного опроса ключевых сотрудников страховых компаний Краснодарского края.
Уровень осуждения мошенничества в обществе (в долях)
Определяет долю населения, которые с осуждением относятся к мошенничеству со стороны страхователей, считают, что их действия необходимо пресекать.
Показатель был определен исходя их опроса населения, проведенного в июле 2011 года в рамках данного исследовательского проекта.
Уровень доверия страхователей (в долях)
Представляет собой население (его долю), которое согласно на добровольной основе заключать договоры страхования. Эти люди доверяют страховщикам и считают для себя необходимым и важным финансово защищать себя посредством страхования.
Определено также по результатам опроса населения.
Стремление населения защитить себя финансово (в долях)
Это понятие, связанное со стремлением (до определенной степени нежеланием) населения заключать сделки по страхованию. Отказ от заключения договоров связано не только с недоверием, сколько с тем, что культурные ценности и традиции населения предполагают взаимопомощь в трудных ситуациях. Кроме того этот же фактор связан с так называемым субъективным восприятием риска, т.е. оценкой вероятности наступления тех или иных неблагоприятных событий.
Реальная вероятность, например, схода лавин в горах, и ее субъективное ощущение населением могут отличаться. Так, жители г. Крымска осознавали возможность подтопления их города, однако привыкли жить «на авось», и страхование не воспринималось ими как серьезная мера самозащиты.
На показатель оказывает влияние финансовая грамотность и расходы на повышение финансовой грамотности.

Результирующие показатели модели позволяют количественно оценить (сравнить) различные стратегии.